Парвиз Муллоджанов: Душанбе и Бишкеку необходим процесс скорейшей демаркации - ИНТЕРВЬЮ

  31 МАЙ 2021    Прочитано: 13338
Парвиз Муллоджанов: Душанбе и Бишкеку необходим процесс скорейшей демаркации - ИНТЕРВЬЮ

Между Душанбе и Бишкеком в последнее время наблюдается серьезное политическое напряжение, критической точкой которого стал тяжелый вооруженный инцидент в пограничном поселке Кёк-Таш и гибелью более 30 человек в конце мая этого года. После этого стороны договорились о поиске взаимных политических решений и компромиссов, однако в целом политической разрядки не произошло. На днях пограничная служба Кыргызстана отказалась пропускать в страну граждан Таджикистана, прибывших в аэропорт «Манас» в Бишкеке из Душанбе. Как сообщили в пресс-службе аэропорта, решение связано с временными ограничениями на въезд, пребывание и транзит граждан Таджикистана на территории Кыргызстана. На каком этапе сейчас находятся переговоры между Кыргызстаном и Таджикистаном и почему отношения между странами дошли до уровня политической изоляции друг от друга? – своей точкой зрения c Vzglyad.az поделился таджикский политолог и востоковед Парвиз Муллоджанов.

- Как сейчас проходит переговорный процесс между Кыргызстаном и Таджикистаном и чем в принципе вызваны осложнения?

- Там сейчас идут двухсторонние закрытые переговоры. При этом, роль посредников урегулирования взяли на себя Россия и Казахстан. Оба президента встречались с Владимиром Путиным, а казахский президент был недавно в Душанбе. На границе сохраняется напряженность и происходят небольшие инциденты. Бишкек опять объявил о полном закрытии границы до момента завершения переговоров. Большинство экспертов настроено сдержанно оптимистично, хотя не исключать полностью возможности новой эскалации нельзя.

Одна из проблем - возможность реализации достигнутых договоренностей на практике. С этой точки зрения, у таджикских властей больше возможностей обеспечить согласие своих приграничных общин принять возможные уступки и компромиссы. Все-таки это строго централизованное государство со стороны вертикалью власти. В Кыргызстане ситуация другая и новая власть сильно зависит об общественного мнения, которое до сих пор настроено достаточно непримиримо - особенно на местах. Примером такой зависимости может послужить судьба договоренностей с Узбекистаном в феврале-марте этого года. Общины не приняли договора и киргизское правительство вынуждено было их дезавуировать.

- Инцидент с таджикским самолетом таким образом говорит о том, что Кыргызстан намерен полностью изолироваться от Таджикистана даже в области воздушного сообщения?


- Существуют разные мнения на этот счет. Часть обозревателей считают это продолжением политики давления. Часть объясняют это внутриполитическими причинами, необходимостью показать себя твердой властью перед лицом критически настроенного общественного мнения. Власти Кыргызстана запретили даже транзит через воздушное пространство страны. В наиболее тяжелом положении оказались таджикские студенты и простые граждане, застрявшие в Кыргызстане. Им вообще запрещен выезд из страны, даже в третьи страны. Существует только один пропускной пункт на границе, которым они бояться воспользоваться. По рассказам тех, кому посчастливилось выбраться, на дорогах и на пропускном пункте дежурят группы киргизской молодежи, которые активно задерживают таджикских граждан.

- В чем вообще суть конфликта и причина разногласий на границе?

- После развала Союза часть границы между двумя странами осталась нелимитированными. Во-первых, потому что существовали спорные земельные участки, во-вторых, водные ресурсы находились в советское время в общем пользовании и разделить их было почти невозможно. Кроме того, население значительно выросло, тогда как земельные и водные ресурсы остались на прежнем уровне, а кое-где даже сократились. Все это вызвало растущую конкуренцию между приграничными общинами за доступ к земле и воде.

Наиболее сложная и взрывоопасная ситуация сложилась именно в зоне Исфара-Баткен, где на территории Кыргызстана расположен таджикский анклав Ворух. Именно здесь остаются большая часть из около 70 спорных участков, где расположены пастбища, земельные угодья, водная и транспортная инфраструктура.

- Почему возник вооруженный инцидент на границе Таджикистана и Кыргызстана в мае этого года, на ваш взгляд? Что стало детонатором


- Негативная энергия по обе стороны границы накапливалась уже давно, что выливалось в регулярные инциденты на границы. В 2014 году впервые в столкновения вмешались пограничники и военные с обеих сторон. В этом году, никто не ожидал эскалации, ибо пандемия и кризис оставили обе страны без ресурсов и с пустым бюджетом. Для таджикской стороны триггером послужило предложение нового руководства Кыргызстана, относительно обмена Воруха или односторонней демаркации границы. Предложение было сделано в очень решительной форме, причем после поездки президента Садыра Жапарова в Москву и одновременно с объявлением о проведении военных учений в Баткенской области. Соответственно, в Таджикистане возникла серьезная озабоченность – в данных условиях, у многих создавалось впечатление, что киргизская сторона заручилась поддержкой Москвы и ищет только предлога, чтобы решить вопрос силой.

С другой стороны, так как таджикские власти промолчали, в Исфаре стали распространятся слухи, что анклав Ворух якобы собираются передать Кыргызстану. «Была сильная тревога, в соцсетях начали обвинять правительство Таджикистана чуть-ли не в предательстве, а напряжение в приграничных районах стало быстро расти.

Таким образом, и власти и местные общины стали ожидать, что Кыргызстан вот-вот начнет военные действия. Стали готовится, но насколько я знаю, речь шла только об отражении возможного нападения. Когда конфликт вокруг Головного перерос в военные действия, оказалось, что таджикская сторона оказалась несколько лучше подготовлена. Захват земель не планировался – это бессмысленно, так как все равно отдавать. В противном случае, при существующем военном паритете между странами, нас ожидала бы затяжная война, в который не было бы победителей.

Сегодня обе стороны обвиняют друг друга в агрессии, используя в качестве доказательства многочисленные видео и свидетельские показания. На самом деле, стрельба велась в обе стороны, а военные действия продолжались де-факто всего 9 часов; на одном участке, где начались первые столкновения, киргизский спецназ и военные продвинулись вперед, разрушив местную погранзаставу; на других участках продвинулись таджикские военные. На многих спорных участках граница расположена по обе стороны дороги, демаркация отсутствует, так что продвижение в ту или иную сторону носит достаточно относительный характер. Поэтому, говорить о выигравших или проигравших вообще неправильно – неизвестно, как военная обстановка развернулась бы в случае дальнейшего продолжения столкновений. Я считаю, что эти обвинения в агрессии и растущая демонизация противника ведется в интересах каких-то третьих сил, заинтересованных в дальнейшем развитии конфликта в регионе. Поэтому, сторонам надо как можно быстрее закончить демаркацию границы, чтобы избежать новых военных столкновений на границе.

Вадим Мансуров

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Таджикистан   Кыргызстан  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА