Турция и США укрепляют свои геополитические позиции в Центральной Азии - ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

  14 ИЮНЬ 2021    Прочитано: 5574
Турция и США укрепляют свои геополитические позиции в Центральной Азии - ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

В последнее время усиливается внимание к региону Центральной Азии, прежде всего со стороны нерегиональных игроков - Турции и США. Так в сотрудничестве с Турцией Кыргызстан недавно запустил мультимодальный маршрут, а на днях президент Садыр Жапаров посетил с официальным визитом Турции, где был подписан ряд важных соглашений. США же, в свою очередь, пытаются нарастить свое военное присутствие в странах Центральной Азии. В частности, Вашингтон крайне заинтересован в размещении своих баз в Кыргызстане и Узбекистане после вывода сил НАТО из Афганистана. На эти темы своим мнением в формате видеоинтервью с Vzglyad.az поделился кыргызстанский политолог, эксперт по международным отношениям Эдил Осмонбетов.

По его словам, сейчас идет формирование посткороновирусного мира.

«Сейчас, мы уже видим контуры этого нового мира. Кто-то ощущает его присутствие, а кто-то еще нет. Я думаю, что после событий, имевших место в октябре 2020 года, а именно войны в Нагорном Карабахе, где Азербайджан одержал победу, безусловно, фактор Турции как регионального игрока возрос. Мы увидели, что Турция может играть довольно значительную роль на Кавказе и в Центральной Азии. И мы видим, что Турция обрела в каком-то смысле второе дыхание и больше уверенности. Процессы, которые происходят в Центральной Азии и на Кавказе, усиливают идею Тюркского Кенеша - кто-то говорит даже о Туране.

Приведу историческую справку. Если говорить о 30-летней истории кыргызско-турецких отношений, то в декабре 1991 года, Турция первой среди всех стран мира признала государственную независимость Кыргызстана. Вторыми были США. И это уже о многом говорит. В 1992 году турки открыли у нас посольство. Кыргызско-турецкие отношения динамично развивались до 2016 года. После инцидента с военным самолётом произошло охлаждение в двусторонних отношениях. 2018 и 2019 годы отличались протестами в Кыргызстане. Потом произошла некая политическая перезагрузка. Затем помешала пандемия и сейчас мы видим, что после официального визита президента Кыргызстана в Турцию идет совершенно новая перезагрузка, новая повестка дня.

Здесь есть еще один фактор, который очень сильно влияет на эти процессы. Не надо забывать, что сегодня будет прямое экономическое, геополитическое противостояние, санкции, торговые войны между США и Китаем. Джозеф Байден заявил, что США вернулись в качестве глобальной силы. Соответственно противостояние с Россией и Китаем - а последний назван глобальной угрозой для США и Запада - Центральная Азия и Кавказ в этих условиях становятся ареной геополитической конкуренции.

В этих условиях Турция будет играть еще более значительную роль. Плюс еще один фактор: у нас есть общие исторические корни, мы тюркоязычные страны. У нас общая история. Очень много тем, которые бы мы могли решать совместно. Центральная Азия входит в транзитный путь, который будет налажен после войны в Нагорном Карабахе из Турции в Азербайджан, потом Каспий, потом Казахстан-Узбекистан-Кыргызстан. В таком случае это диверсификация для стран Центральной Азии и Кыргызстана. Потому что мы прекрасно понимаем, что из-за пандемии закрыты границы с Китаем, с Казахстаном. Это привело к тому, что мы лишились транзитной торговли. И это один из тех факторов, где требуется общая повестка дня для стран Центральной Азии. В апреле 2017 года у нас были проведены две встречи: первая - встреча в Нурсултане, потом в Ташкенте.

Планировалась еще одна - третья - в Бишкеке в 2020 году. Но пандемия изменила ситуацию и, скорее всего, эта встреча станет возможной или летом или осенью текущего года на Иссык-Куле. Для чего? Дело в том, что пять государств должны провести рабочую встречу хотя бы для того, чтобы выработать общую повестку дня по трем вопросам: первый - транзит, второй - безопасность, третий - общая региональная политика.

Вот здесь роль Турции возрастает. Для Кыргызстана Турция - одно из геополитических «окон». Потому что мы часто осуществляем транзит через Стамбул. Сюда входят поездки в США, Европу, другие страны. Второе - Турция в карабахском урегулировании показала, что она способна быть гарантом безопасности и на Кавказе, и в Центральной Азии. Сегодня, понятно, что любая страна должна иметь хороших партнеров. Не скажу друзей. Но надежных партнеров, которые способны были бы решать эти вопросы. И Турция в этом вопросе начнёт играть большую геополитическую роль»,- заявил Э.Осмонбетов.

Говоря о возможном размещении американских баз в Центральной Азии, кыргызстанский политолог отметил, что в разные годы США ставили разные цели в регионе.

«Но надо сказать объективно, что США, Международные силы содействия безопасности (МССБ) в Афганистане на протяжении 20 лет выполняли очень важную роль. Они играли роль гарантов безопасности для Центральной Азии. Было понятно, что они будут вести боевые действия против террористических и экстремистских групп, Исламского государства (ИГИЛ), движения Талибан. Против тех экстремистских групп, которые прорывались в Центральную Азию из Узбекистана, Таджикистана, других стран. США уже объявили о том, что к 11 сентября будут выходить из Афганистана, технически они могут это сделать уже к 4 июля. Когда я был в Кабуле, то я видел, как турецкие войска обеспечивают безопасность кабульского аэропорта. Это была очень надежная защита.

Другие страны, входящие в МССБ, попросили этот срок растянуть. Вопрос сейчас остается открытым. Как пойдет ситуация в Афганистане - по негативному сценарию, или положительному, посмотрим. Негативный сценарий в Афганистане - это проблема для стран Центральной Азии, в первую очередь для Таджикистана, Узбекистана, ОДКБ, России, а также для Китая. США и ее союзники были донорами и гарантами безопасности.

По понятным причинам Россия не может быть гарантом безопасности и донором. Во-первых, это афганский синдром. После вывода советских войск в 1989 году Россия не хочет возвращаться в регион. Второе, это финансовые проблемы. Для России очень сложно будет реализовать такую глобальную операцию. Поэтому она старается минимизировать путем усиления своей 201-й дивизии в Афганистане через ОДКБ. Единственная страна, которая может быть гарантом безопасности, то это Китай. Но у самого Китая есть проблемы, связанные с Синьцзян-Уйгурским Автономным районом. Для нас же, вопросом номер один является то, что будет с Афганистаном.

Я думаю, США, когда хотят, умеют договариваться. Используют сферу влияния. То, как пройдет встреча Байдена и Путина, зависит очень многое - что будет происходить в Центральной Азии, на Кавказе, какова будет позиция Турции. Также присутствует факт того, что в 2001 году не без согласия России США обзавелись базой в Узбекистане. Ни одна из стран Центральной Азии не может этого сделать без согласия России. Поэтому здесь нужна региональная стабильность. В политике есть взаимные интересы. Если стороны захотят, то они могут договориться. И я ничего не исключаю», - заявил Э.Осмонбетов.



Сеймур Мамедов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА