Cложный выбор для России: Запад или тюркский союз - АНАЛИЗ

  25 НОЯБРЯ 2021    Прочитано: 3674
Cложный выбор для России: Запад или тюркский союз - АНАЛИЗ

Президент России Владимир Путин в своем выступлении перед сотрудниками Министерства иностранных дел обозначил основные приоритеты внешней политики своей страны на ближайшее будущее. Среди этих приоритетов, наряду с другими вопросами, особое место занимает постсоветское пространство, а также армяно-азербайджанский конфликт. Из анализа выступления можно сделать вывод, что внешняя политика Москвы больше посвящена борьбе с новыми тенденциями, возникающими в геополитической плоскости и считающимися угрозой самой России, чем носит долгосрочный стратегический характер.

В целом, основная суть внешней политики России посвящена борьбе с Западом, а ее политико-дипломатические ходы рассчитаны на преодоление угроз, исходящих прямо или косвенно от Запада. Путин открыто выразил обеспокоенность проведением Запада военных маневров в 20 км от российской границы и попросил гарантий, что эти маневры не создадут угрозу его стране.

- Должен быть поставлен открытый вопрос о предоставлении серьезных долгосрочных гарантий нашей безопасности в этом направлении. Потому что, Россия, не может продолжать свое существование, постоянно думая о том, что там что - то случится, - сказал Путин.

Становится очевидным, что отношения России с Европой и Америкой в обозримом будущем будут только обостряться, и в центре этого противоречия, естественно, находится украинский вопрос. Российское вмешательство в Украину дает Западу легитимность для создания военной напряженности вдоль российской границы.

Таким образом, хотя Россия и не теряет надежды на возобновление сотрудничества с Западом, она решила полностью отойти от политики интеграции в этом направлении и сосредоточиться на востоке и юге. Из речи Путина ясно, что наряду с дальнейшим углублением отношений на восточном и юго-восточном направлении, главным образом в Китае и Индии, ключевым направлением внешнеполитической линии Кремля станет интеграция постсоветских республик Средней Азии и Кавказа на юге России.

Получается, что политика России по возвращению постсоветских республик Запада на их орбиту обречена на провал. Однако большинство из этих республик не только имеют те же этнические корни, что и русские, но и имеют те же религиозные взгляды. Такие идеологические интегративные пропагандистские механизмы, как “русский мир”, “русская цивилизация”, “русская душа”, “славянское братство”, “православное единство”, которые Россия годами пыталась внедрить, не дали никаких результатов. Россия находится в состоянии войны с Украиной, имеющей те же этнические и религиозные корни, а также в напряженных отношениях с Молдовой, Грузией и Польшей. Только Белоруссия согласилась объединиться с Россией в Союзном государстве, основная причина чего кроется лишь в желании Лукашенко не повторить судьбу Украины.

Россия видит Евразийский экономический союз и Организацию Договора о коллективной безопасности в качестве основных инструментов интеграции в себя Центральной Азии и Кавказа. Москва пытается удержать эти республики под своим зонтиком, обещая странам-членам обеих организаций, с одной стороны, экономические возможности, а с другой-гарантии суверенитета. Естественно, что членство в упомянутых организациях происходит скорее за счет зависимости этих республик от России, чем экономического и военного превосходства. Даже если это действительно дает соседним республикам экономические и военные преимущества в рамках этих организаций, отсутствие идеологической базы, которая считается основным элементом интеграции независимых государств вокруг России, ставит под вопрос, произойдет ли объединение.

С другой стороны, в регионе в качестве альтернативы “Русскому союзу” возникает “Тюркский Союз”, в рамках которого помимо более очевидных экономических перспектив и военной безопасности существует этническое равенство, которое считается важным объединяющим фактором между народами. С этой точки зрения не кажется убедительным, что Россия удерживает в своей орбите мусульманско-тюркские республики с неопределенными перспективами экономического развития.

Превращение Тюркского совета в Организацию тюркских государств и принятие официальной доктрины «Глобальный взгляд на тюркское единство 2040», естественно, не могут не беспокоить Москву. Интересно, что глобальная стратегия тюркского единства не содержит глубоких идеологических обоснований, идейных оттенков, вытекающих из пантюркизма, “предвещающего объединение тюрков мира в одном государстве”. В начале документа отмечается лишь то, что сотрудничество строится на “общей истории, языке, культуре и ценностях тюркоязычных государств”. Далее в документе отмечается, по каким конкретно сферам страны-члены будут осуществлять интеграцию до 2040 года.

Основное внимание здесь уделяется тому, что тюркская община имеет чисто этнические корни и религиозные различия вообще не учитываются. В этом смысле не следует упускать из виду тот факт, что наряду с мусульманской Турцией, Азербайджаном, Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном, среди стран-членов, в качестве наблюдателя в организации присутствует христианская Венгрия. В то же время различные конфессии в государствах также не считаются элементами интеграции.

Такой тип постановки вопроса ставит Россию перед серьезными вызовами. Украина также хочет присоединиться к Тюркскому сообществу в качестве наблюдателя за счет татар, этнических турок. Присоединение Украины к тюркскому союзу автоматически придаст Организации тюркских государств антироссийский оттенок, поставив Москву перед серьезной дилеммой.



С одной стороны, имея в своем составе большое количество тюркских народов, Россия, опираясь на эти реалии, может присоединиться к Организации тюркских государств и таким образом предотвратить попытки Украины противопоставить ей единство. Комментируя то, что Девлет Бахчели подарил президенту Эрдогану карту тюркского мира, на которой расположена и территория России, пресс-секретарь президента Путина Песков напомнил, что центр тюркизации находится на Алтае, то есть на территории России.

С другой стороны, тот факт, что Москва стоит на противоположной позиции по отношению к единству тюркских государств, также не является разумной позицией с точки зрения стабильности на южных границах. Значит, Россия вынуждена вести с тюркским союзом очень осторожную, взвешенную политику.

Тофиг Аскеров
Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА