Как можно преодолеть продовольственный кризис? - ВИДЕОКАСТ

  20 АПРЕЛЬ 2022    Прочитано: 755
Как можно преодолеть продовольственный кризис? - ВИДЕОКАСТ

По мнению многих экспертов, причиной роста цен на продукты питания в мире являются не только жесткие санкции, введенные Западом в ответ на военное вмешательство России в Украине, но и события, которые произошли в мире в последние годы. В настоящее время основной задачей является решение проблем, вызванных этими процессами, прежде всего ценами на продовольствие и возможным дефицитом продовольствия.

В интервью AzVision.az директор Центра аграрных исследований Министерства сельского хозяйства Фирдовси Фикретзаде прокомментировал как эти моменты, так и работу, проделанную для обеспечения продовольственной безопасности в Азербайджане.

- Каковы причины недавнего роста цен на продукты питания в мире? Это только проблема последних 3-4 месяцев или корни уходят глубже?



- На самом деле основные процессы, связанные с ростом цен на продовольствие, начали происходить еще до 3-4 месяцев. Введение глобальных карантинных режимов в связи с пандемией ограничило общую систему распределения. Хотя это было в 2020 году, в 2021-м мы стали замечать первичные признаки негативного последствия пандемии. Мировая торговля ослабла, стали проявляться серьезные негативные последствия глобального потепления. Производство сократилось, особенно в странах- экспортерах зерна. В результате с 2021 года мировой рынок зерна уже начал колебаться. Тогда Россия, один из основных экспортеров зерна, ввела дополнительный тариф на экспорт пшеницы, что ускорило рост цен. Сам конфликт в Украине стал серьезной проблемой на мировом рынке продуктов питания.

Украина и Россия являются важными экспортерами зерна и подсолнечного масла. Соевые бобы и птицеводческая продукция также имеют долю на рынке. Серьезные проблемы возникли в сфере сельского хозяйства, особенно из-за его большой доли на мировом рынке удобрений. По ряду причин мировой рынок продуктов питания стал неопределенным.

- Многие страны сейчас вводят жесткие ограничения на экспорт продуктов питания. Как вы думаете, может ли этот фактор привести к нехватке продовольствия?

- В принципе, этот факт свидетельствует о том, что уже имеется нехватка питания. Как известно, например, цена на подсолнечное масло на европейских рынках и в супермаркетах резко выросла. Причина в том, что, когда поставки из Украины и России ослабли, в Европе возник серьезный дефицит.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций сообщает, что ослабление поставок на мировом рынке пшеницы из-за российско-украинского конфликта может вызвать серьезные проблемы на Ближнем Востоке и в Африке. Другими словами, существует определенный дефицит продуктов. Особенно в странах с ограниченными ресурсами. Например, речь не идет о дефиците какого-либо товара в супермаркетах. Конечно, есть изменения цен в соответствии с мировыми тенденциями, мировым рынком, и это отражается на многих продуктах питания. Однако благодаря поддержке, оказываемой государством предпринимателям, дефицита товаров на витринах наших магазинов нет. В других странах не смогли наладить эту систему снабжения, и есть дефицит. То есть страны, которые не принимают адекватных мер, сталкиваются с дефицитом.

- Не является ли одной из причин мирового дефицита продовольствия в последние годы нерациональный подход к производству продуктов питания? Например, некоторые эксперты утверждают, что ежегодно выбрасывается 1/3 продуктов питания в мире...

- Есть два источника пищевых отходов. Потери при производстве, сборе и хранении этих продуктов в развивающихся странах велики. Потому что инфраструктура в развивающихся странах слабая. В развитых странах потери происходят только на этапе потребления. Иными словами, благосостояние там высокое, продуктов потребляется избыточно, отходов тоже избыточно. Да, это связано с различиями в источниках доходов, в распределении доходов в мире, что, к сожалению, является горькой реальностью. Если сегодня у людей бедного региона есть возможность купить еду, она попадет в этот регион. Но большое количество продуктов питания идет в Европу и Америку, так как их население является более платёжеспособным, нежели бедные регионы. Поэтому потери велики. Также есть проблемы с распределением торговых сетей. В докладе также отмечается, что это одна из причин глобальной нехватки продовольствия.

- В настоящее время Россия и Казахстан вводят жесткие ограничения на экспорт зерна и продуктов его переработки. Касается ли это и Азербайджана?


- Эти ограничения применяются повсеместно. Однако эти поставки были осуществлены в рамках заключенных контрактов наших компаний и не являются фактором беспокойства в отношении наших запасов пшеницы. Правда, это создавало трудности. Это не обсуждается широко, но осуществляется при прямой поддержке государства. Другими словами, государство оказывало предпринимателям необходимую поддержку, в том числе дипломатическую и политическую, а также финансовую поддержку. Процесс формирования запасов нашей пшеницы и других продуктов питания предпринимателями идет нормально.

- Какие меры предпринимает правительство Азербайджана для нейтрализации возможных рисков и какие дополнительные меры требуются?

- В целом и до этого кризиса политика правительства Азербайджана по улучшению уровня продовольственного обеспечения в стране была последовательной. Государственная поддержка зерновых продуктов осуществляется на очень высоком уровне. Да, эффективность нашего производства не так высока, наши производственные мощности ограничены. Сегодня меры поддержки, которые мы оказываем сельскому хозяйству, - прямые субсидии покрывают 40% затрат на производство зерна. Это очень высокий показатель. Благодаря таким мерам мы достигли определенного уровня производства. После этого кризисы также создают новые проблемы для страны. За счет расширения использования современных оросительных систем ставятся новые цели по повышению уровня самообеспеченности как зерном, так и другими продуктами питания, соответственно формируются новые механизмы адвокации и поддержки. В целом надо учитывать, что наряду с нашим сельхозпроизводством сформировалась перерабатывающая промышленность сельхозпродукции, а также системы хранения, которые также являются важными факторами продовольственной безопасности.

- Каков уровень внутреннего потенциала нашей страны по поставкам важнейших продуктов питания?

- В процентном отношении сегодня мы обеспечиваем себя мясной и молочной продукцией в среднем на 85%. Мы являемся экспортером картофеля, фруктов и овощей, бахчевых культур. Мы вообще на 60% обеспечиваем себя зерновыми продуктами. Наше предложение пшеницы составляет 60%, из которых 40% зависит от импорта. Доля импорта пшеницы здесь выше, особенно для мукомольной отрасли. В наших поставках растительных масел есть двойная точка. Уровень самообеспеченности оливковым и хлопковым маслом приемлемый. Однако мы почти на 98-99% обеспечиваем себя подсолнечным и кукурузным маслом. Около 90% поставок сахара импортируется.

Это основные критические продукты, т.е. у нас высокая зависимость от импорта по сахару и подсолнечнику. При этом около 98% соевых кормов для кормления скота импортируется из Южной Америки. В общем, мы обеспечиваем высокий, приемлемый и низкий внутреннего потенциала. Например, наши поставки мясных и молочных продуктов и картофеля являются приемлемыми.

- Все трудности — это еще и дверь к новым возможностям. С этой точки зрения, какие инновации мы можем наблюдать в экспортном потенциале Азербайджана?

- Дело в том, что основная часть нашего экспорта приходится на постсоветское пространство, что естественно. Здесь есть фактор логистики и исторические традиции играют роль, так как наши основные поставщики зерна — это Россия, Украина и Казахстан. Это страны, входящие в группу 10 крупнейших экспортеров мира и являющиеся нашими соседями. Конечно, мы должны привозить оттуда пшеницу и зерно. Точно так же наш регион является одним из крупнейших импортеров овощей и фруктов, и продуктов питания в мире. Многие страны мира заинтересованы в экспорте продукции в регион, особенно в Россию. Однако сейчас трудности, вызванные конфликтом в Украине, заставляют предпринимателей задуматься об альтернативных рынках.

Дело в том, что сколько бы мы, эксперты, ни говорили ранее о целесообразности выхода на альтернативные рынки, этот призыв практически не заинтересовал предпринимателей. Потому что Россия — очень выгодный рынок для предпринимателей. Но теперь новые реалии требуют новых поисков рынка. Речь идет о ряде растительных продуктов. У нас также есть ряд фруктовых продуктов — например, гранаты, финики, фундук — перерабатывая их, мы имеем большой потенциал для выхода в другие регионы. Производство граната, фундука, пальмы – это хорошие возможности для Азербайджана. Это продукты, которые, сколько бы вы ни производили, пользуются спросом на мировом рынке. Потому что мы одна из немногих стран в мире, производящих эту продукцию. Поэтому нашим хозяйствам все же целесообразно специализироваться на этой продукции. Тогда нам будет удобнее выходить на другие сегменты мирового рынка.

- Как в сложившейся ситуации могут воспользоваться имеющимися возможностями прикаспийские государства, а также Турция и Грузия?

- Турция – это страна, на которую мы можем больше всего положиться в процессе интеграции в мировой рынок за пределами постсоветского пространства. На первый взгляд это кажется парадоксальным, ведь у нас с Турцией схожие экспортные структуры. Но в любом случае наш будущий доступ к рынкам Европы, Ближнего Востока или Персидского залива зависит от нашего сотрудничества и интеграции с Турцией. Через Азербайджан Турция получает возможность выйти на постсоветский рынок с меньшими затратами. На данный момент это кажется теоретическим подходом. Но концептуально стоит делать расчеты и оценки по этому подходу, потому что перспектива только в этом направлении.

Позвольте мне сделать сравнение. Например, у нас структура экспорта такая же, как у Узбекистана. Однако часть нашей продукции, экспортируемой на постсоветское пространство, на рынок России, имеет долю 98-95%, а для Узбекистана - 30%. Почему? Потому что, например, 28% фруктов экспортируется в Казахстан и 24% в Кыргызстан. Он уже выполнен на 50%, а дальше идут соседние страны, такие как Китай и Пакистан, а оставшиеся 25-30% идут на российский рынок. Таким образом, региональный вопрос является решающим фактором. Наша основная региональная страна – Россия. Грузия – небольшой рынок, и наряду с нами в этом рынке участвуют также Иран и Турция. Мы еще не подписали мирное соглашение с Арменией, и перспективы очень маленькие, рынок без потенциала. Дешевизна и структура энергоносителей на иранском рынке почти такие же, как у нас. Что мы экспортируем, Иран экспортирует, а что мы импортируем, Иран импортирует. Единственное направление, по которому мы здесь можем договориться, – это сотрудничество с Турцией.

Сахиль Искендеров

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА