Сакен Мукан: Российская сторона препятствует экспорту казахстанской нефти на Запад» - ИНТЕРВЬЮ

  22 ИЮНЬ 2022    Прочитано: 1398
Сакен Мукан: Российская сторона препятствует экспорту казахстанской нефти на Запад» - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Vzglyad.az с профессором кафедры медиакоммуникации и истории Казахстана АО "МУИТ" (Алматы), казахстанским политологом Сакеном Муканом.

- Два выносных причальных устройства Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске, через который транспортируется 80 процентов казахстанской нефти на Запад через Россию, вышли из строя более недели назад. Что произошло на самом деле?

- Такой «инцидент» уже случался на фоне наложения западных санкций в отношении РФ, на фоне «российской операции» в Украине. Но тогда, всему виной был некий «ветер или шторм» с неблагоприятными погодными условиями за всю историю функционирования КТК. А сейчас, по официальной информации, причина - очистка дна моря от боеприпасов времен второй мировой войны, где находятся причальные устройства КТК. Не могу предсказать что на самом деле было, но очевидно, что российская сторона всячески препятствует экспорту казахстанской нефти на западное направление. Цикличность таких препятствий будет и дальше продолжатся. Поводом может быть что угодно, начиная от кабальных условий торговли в рамках ЕАЭС до внешнеполитической позиции Казахстана как на региональном уровне, так и в рамках голосования в Генеральной Ассамблеи ООН и т.д.

- Эксперты прогнозируют, что, если замедление экспорта нефти продолжится, экономику Казахстана ждет очередной кризис. Так ли это?

- Не совсем так. Здесь в большой степени ответственность ложится на внутренний потенциал и рычаги управления Казахстаном внутри страны, нежели внешние вызовы и потенциальные логистические угрозы, но и их нельзя отрицать, к сожалению. Январские события 2022 года, усиление политической власти Президента Токаева, недавний прошедший референдум по внесению поправок в Конституцию, возврат «украденных» активов в страну из-за рубежа, утрата влияния семьи Назарбаева в бизнес структуре страны, диверсификация национальной экономики и т.д. – все перечисленные и не только способствует тому, чтобы преодолеть очередные цикличные кризисные ожидания.

- Что предпринимается казахстанскими властями для разрешения данной ситуации?

- Согласно последней информации министра энергетики РК Б. Акчулакова, «российская сторона сообщила об этом Казахстану еще 13 июня, то есть до приезда президента Касым-Жомарта Токаева на Петербургский международный экономический форум. Он также подчеркнул, что приостановка работы двух ВПУ никак не скажется на объемах экспорта казахстанской нефти, так как на месторождении Кашаган (Казахстан) с 1 июня по 15 июля также проводится ремонт». Насколько ясное заявление сделал министр энергетики РК, страна ждет пока РФ все исправит.

- Есть другие альтернативные варианты транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки? Рассматривают ли в Казахстане такую возможность?

- Я думаю да. Президент Токаев на внешнеполитическом направлении делает шаги по диверсификации маршрута поставок нефти на мировые рынки. Но затраты и мощность портов Актау и Курык, например, по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан не оправдывают те ожидания, которые Казахстан смог реализовать на практике, так как об этом маршруте эксперты заговорили еще в марте 2022 года, тогда и рассматривались коммерческие выгоды и затраты. Но на практике еще не реализовался в полном объеме. После Петербургского экономического форума, Президент Токаев посетил с официальным визитом Иран и Катар, где также думаю не обошли сторону диверсификации маршрутов поставок казахстанской нефти. В Катаре на полях экономического форума президент Токаев также обсудил вопросы двухстороннего взаимовыгодного сотрудничества с премьер-министром Грузии Гарибашвили. Следующая встреча с грузинской делегацией запланирована в Нур-Султане в следующем месяце. Относительно китайского направления, согласно министру энергетики РК, "КТК - это 54 миллиона тонн нефти в год. Альтернативу в одночасье найти нереально просто технически. Чтобы такой объем развернуть, нужно не меньше трех лет. Тот же маршрут на Китай - он всего лишь 20-миллионник. Мало того, что мы хотим его расширять. А возьмут ли с той стороны коллеги из Китая, купят ли они столько нефти - это тоже вопрос. Тем более это рынок одного потребителя. Там, кроме Китая, никто не потребляет", - пояснил Акчулаков.

- Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума с участием Владимира Путина 17 июня отметил, что Казахстан не признает независимость так называемых «ДНР» и «ЛНР». Как в Казахстане и России отреагировали на риторику Токаева?

- Во-первых, президент Токаев не ответил на прямой вопрос Симоньяна. Токаев в своей дипломатической манере своим ответом, дал понять мировому сообществу о том, что Казахстану не нужны «вторичные» или «косвенные» санкции и что Казахстан четко придерживается санкционного режима в отношении своего основного торгового партнера и Казахстан независимая страна со своей независимой внешней политикой, независимо от того, что, страна запросила помощь у ОДКБ для решения своей внутренней проблемы. Во-вторых, не признание т.н. «ДНР» и «ЛНР» не является новостью для казахстанской аудитории. На разных полях об этом заявляли и МИД, и Администрация Президента РК еще намного раньше, чем в Петербурге. В-третьих, реакция казахстанцев на риторику Токаева разделилась: часть с восхищением отнеслась с таким ответом, другая часть населения отнеслась без особого восхищения, так как аудитория и весь мир, так и не услышали откровенный ответ на откровенный вопрос. Ведь вопрос не был задан, в таком тоне: Вы признаете легитимность провозглашения «ДНР» и «ЛНР»? вопрос был таким: Как Вы относитесь к нашей спецоперации, как мы здесь его называем на Украине? В-четвертых, я не наблюдал как в России отреагировали на риторику Токаева.


Мурад Наджафов

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА