Что происходит на границе Кыргызстана и Таджикистана? – Мнение из Душанбе

  18 СЕНТЯБРЯ 2022    Прочитано: 1443
Что происходит на границе Кыргызстана и Таджикистана? – Мнение из Душанбе

Нынешнее обострение началось утром 14 сентября, когда на границе произошли три перестрелки, которые вскоре перешли в боестолкновения. К вечеру, официальные лица с обеих сторон договорились о прекращении огня и отводе войск от границы. Однако, несмотря на это, утром 16 сентября столкновения возобновились, а масштаб военных действий только усилился. Обе стороны обвинили друг друга в провоцировании конфликта и применении тяжелой техники, артиллерии, беспилотников и авиации.

В этот же день, в Самарканде, на полях саммита глав государств -членов Шанхайской организации сотрудничества, состоялась встреча президентов обеих государств. В ходе встречи, была достигнута договоренность о прекращении огня и отводе сил и военной техники от линии соприкосновения. Президенты договорились, что будет создана комиссия по расследованию обстоятельств и причин произошедшего, а работа Межправительственной комиссии Кыргызстана и Таджикистана по делимитации и демаркации государственной границы будет ускорена.

Выполняя поручение глав государств, в зоне конфликта создали совместную комиссию по контролю за прекращением огня, которую возглавили председатели приграничных областей обеих сторон. Однако, утром 17 сентября, на границе вновь начались обстрелы и перестрелки с использованием артиллерии.

Власти Таджикистана сегодня воздерживаются от официальных заявлений, но категорически отрицают свою причастность к началу конфликта. В то же время, в таджикском обществе в целом (если судить по социальным сетям и медиа) сложился определенный консенсус в этом вопросе – подавляюще большинство считает, что Таджикистану и таджикским властям не выгоден новый конфликт.

В подтверждение этого, приводят следующие аргументы: во-первых, для таджикского правительства нет смысла открывать второй фронт в условиях растущего напряжения и неопределенности на таджикско-афганской границе, где скопилось несколько тысяч международных джихадистов.

Кроме того, считается, что властям не выгодно начинать конфронтацию с соседними странами в условиях роста цен на энергоносители, проблем с трудоустройством таджикских мигрантов в РФ, а также возможного транзита политической власти в стране.

Во-вторых, считается, что, если бы таджикская сторона спланировала конфликт, заранее эвакуировала бы свое население из зоны боевых действий, что не произошло. Наоборот, по мнению местных экспертов, кыргызские власти заранее провели масштабную эвакуацию из приграничных сел – что они считают косвенным подтверждением подготовки к началу конфликта.

В-третьих, в Таджикистане напрямую увязывают обострение трансграничного конфликта с приходом к власти в Бишкеке правящего тандема Жапаров-Ташиев в 2020 году. По мнению местных обозревателей, новое кыргызское правительство сразу отказалось от прежних договоренностей и поставило перед собой задачу принудить таджикскую сторону принять свои условия урегулирования. Именно поэтому, согласно этой точки зрения, Бишкек уже весной 2021 перекрыл границу с Таджикистаном и применил рычаги торговой блокады и экономического давления на таджикские власти. Также в Таджикистане считают, что по этой же причине, за два года так и не произошло никаких ощутимых сдвигов в переговорном процессе.

В любом случае новое обострение на границе произошло из-за застопорившегося мирного процесса плюс блокада границ, ускоренная мобилизация и гонка вооружений. По обе стороны границы накопилось напряжение, а вопросы с доступом и распределением земельных ресурсов так и не были решены. Поэтому, большинство экспертов по обе стороны границы в любом случае прогнозировали обострение конфликта с началом поливного сезона и сельхозработ. Перестрелки и столкновения на границе уже происходили в январе и апреле этого года.

Мне кажется, что новое обострение имеет две отличительные особенности, по сравнению с предыдущими фазами конфликта: во-в первых, прежде все начиналось с бытовых конфликтов, а потом уже подключались пограничники и военные с обеих сторон. В последнее же время мы видим, что обстрелы и перестрелки возникают сразу с вовлечением военных, то есть без участия гражданских. Это обстоятельство вызвало рост конспиративных теорий в социальных сетях, где все чаще можно услышать утверждения, что перестрелки и обстрелы провоцируются какой-либо третьей стороной.

Во-вторых, на этом новом этапе конфликта мы видим возросшее ожесточение с обеих сторон – больше заявлений и публикаций радикального характера в социальных сетях, медиа, что раньше совсем не было характерно для отношений между двумя народами. Это свидетельствует о новой фазе эскалации конфликта, когда возрастает опасность неконтролируемых последствий, перехода его на новый, межнациональный и более масштабный уровень и так далее.

Я полагаю, что и в этот раз сторонам все-таки удастся локализовать конфликт и предотвратить масштабные боевые действия. Далее все будет зависеть от успехов в продвижении переговорного процесса. Если все останется на прежнем уровне, то каждые несколько месяцев на границе будет постоянно возникать новый рост напряжения и вспышки боевых действий – причем, их накал и масштаб будет в перспективе возрастать.

Таджикский политолог, востоковед Парвиз Муллоджанов, специально для Vzglyad.az.



Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА