Араик Арутюнян: В сепаратистском режиме "банковская система" управлялась Центральным банком Армении

  14 МАРТ 2025    Прочитано: 773
Араик Арутюнян: В сепаратистском режиме "банковская система" управлялась Центральным банком Армении

В результате военной агрессии Армении против Азербайджана были совершены преступления против мира и человечности, военные преступления, в том числе подготовка и ведение агрессивной войны, геноцид, нарушение законов и обычаев войны, а также терроризм, финансирование терроризма, насильственный захват власти, её незаконное удержание и многие другие преступления. В рамках уголовного дела в отношении граждан Республики Армения Араика Арутюняна, Аркадия Гукасяна, Баки Саакяна, Давида Ишханяна, Давида Бабаяна, Левона Мнацаканяна и других обвиняемых судебное разбирательство продолжилось 14 марта.

Как сообщает Report, в Бакинском военном суде под председательством судьи Зейнала Агаева, в составе судей Джамала Рамазанова и Анара Рзаева (резервный судья Гюнель Самедова) состоялось судебное заседание, в ходе которого каждому из обвиняемых были предоставлены переводчики на их родном языке, а также адвокаты для защиты.

В судебном заседании приняли участие обвиняемые, их защитники, часть потерпевших, их правопреемники и представители, а также прокуроры, поддерживающие государственное обвинение.

В ходе процесса обвиняемым были заданы вопросы о функциях и обязанностях в составе преступного сообщества, насильственном захвате власти в оккупированном Арменией Карабахе, административном делении самопровозглашённого режима, назначениях и увольнениях на различные должности, обороте денежных средств, проведении внутренних и международных банковских операций, незаконной экономической деятельности, таможенных вопросах, выдаче разрешений и виз на посещение оккупированных территорий, гражданстве армянских жителей региона, выдаче документов, подтверждающих личность, порядке сбора средств в "бюджет" и роли армянского государства, его органов, вооружённых сил и высокопоставленных чиновников в этих процессах.

Сначала вопросы обвинения были адресованы Баки Саакяну. В ответ на вопросы государственного обвинителя Вусала Абдуллаева он признал, что "бюджет" самопровозглашённого режима формировался за счёт средств из Армении. Саакян отметил, что эти средства выделялись ежегодно:

"Бюджет" формировался за счёт "кредитов", предоставленных Арменией, а также за счёт индивидуальных доходов. Кроме того, ежегодно проводился сбор средств, и все желающие могли оказать поддержку через благотворительные фонды".

Несмотря на то, что выделяемые Арменией средства назывались "беспроцентными кредитами", Саакян признал, что эти деньги никогда не возвращались:

"С 1991 по 2023 год мы не вернули ни одной суммы, поступившей из Армении, потому что это было бессмысленно. Наши собственные ресурсы не позволяли покрывать потребности".

Он также признал, что продукция, произведённая на некогда оккупированных Азербайджаном территориях, экспортировалась за границу под маркой "Сделано в Армении".

Баки Саакян подтвердил, что во время оккупации граждане Армении могли приобретать недвижимость в Карабахе, а проживавшие там армяне – в Армении, обладая полными правами на имущество:

"Мы не считали Армению иностранным государством".

Говоря о вооруженных формированиях в регионе, он признал, что "армия" самопровозглашенного режима была крупнейшим вооруженным формированием, подчиненным Вооруженным силам Армении.

На вопросы помощника генерального прокурора Вусала Алиева Саакян пояснил, что назначения на посты "министра обороны" и "начальника Генштаба" осуществлялись по представлению Министерства обороны Армении и утверждались президентом этой страны:

"Мы этого не скрывали".

Он также подтвердил, что распределение и управление вооружёнными формированиями осуществлялось непосредственно Арменией, а вооружение завозилось с её территории. По его словам, зарплаты военным выплачивались из бюджета Армении, а не из так называемого "бюджета" самопровозглашённого режима:

"Все военные расходы, зарплаты солдат и обеспечение армии финансировались напрямую из бюджета Армении. Это не имело никакого отношения к предоставленным нам "кредитам"".

Баки Саакян также заявил, что не знал точного количества военнослужащих, однако по личным связям с "министром обороны" мог владеть неофициальными данными:

"Министр обороны не обязан был докладывать "президенту" Карабаха, но так как "армия" обеспечивала безопасность региона, мне необходимо было знать численность наших сил".

Обвиняемый подтвердил, что планирование военных учений на оккупированных территориях осуществлялось руководством армянской армии.

На вопросы о наличии ракетных комплексов "Искандер-М" и "Точка-У" в регионе он ответил, что за время его пребывания в должности "президента" (2007-2020 гг.) эти вооружения в Карабах не завозились:

"Если бы такие вооружения нам передали, об этом мне сообщили бы".

Комментируя обстрелы мирных объектов Азербайджана, Саакян заявил, что артиллерийские удары "не наносились с территории Карабаха".

Другой обвиняемый, Араик Арутюнян, отвечая на вопросы помощника генерального прокурора Тугая Рахимли, подтвердил, что продукция, произведённая на оккупированных территориях, экспортировалась через Армению с маркировкой "Сделано в Армении", так как самопровозглашённый режим не имел права на самостоятельный экспорт.

"Компании регистрировались в Армении и экспортировали продукцию оттуда".

Он также признал, что банковская система региона полностью контролировалась Центральным банком Армении.

Говоря о "карабахской армии", Арутюнян заявил, что её финансирование осуществлялось исключительно из армянского бюджета, а назначения в командовании происходили при непосредственном участии высокопоставленных чиновников Минобороны Армении:

"Мы лишь формально объявляли о назначениях, но все приказы подписывались в Армении".

Он также признал, что значительная часть военнослужащих на оккупированных территориях была гражданами Армении.

Комментируя свою "инаугурацию" в 2020 году, Арутюнян отметил, что вскоре после вступления в должность встречался с руководством Армении и понимал, что армянская армия не готова к длительным боевым действиям.

Отвечая на вопросы прокурора Тараны Мамедовой о ракетных ударах по мирным объектам в Гяндже, он заявил, что получил информацию об атаке от начальника Генштаба ВС Армении Оника Гаспаряна.

Арутюнян также рассказал о своей связи с Рубеном Варданяном:

"Я знал его с 2005 года, мы неоднократно встречались. Последний раз виделись в августе-октябре 2023 года, когда он был "государственным министром"".

Следующее судебное заседание назначено на 17 марта, в ходе которого обвиняемым продолжат задавать вопросы.

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА