Саммит ШОС- 24 в Астане и визит Си Цзиньпиня в регион: новое "золотое 30-летие"?

  03 ИЮЛЬ 2024    Прочитано: 782
Саммит ШОС- 24 в Астане и визит Си Цзиньпиня в регион: новое "золотое 30-летие"?

Визит Си Цзиньпиня в Среднюю Азию проходит в достаточно неоднозначный и сложный период истории региона – впрочем, как и всего постсоветского пространства.

Это период, когда конфронтация России и Запада достигает своего пика, что самым негативным образом сказывается на экономике региона, тесно связанного с российской. Отношения между Китаем и Западом также находятся не в лучшем состоянии, в то время как Пекин все активнее ведет себя на международном уровне, пытаясь взять на себя роль еще одного ведущего геополитического игрока. В этой ситуации государства региона стараются балансировать в своих отношениях между различными геополитическими центрами, пятаясь дистанциироваться от глобальных конфликтов и сохранить политическую и экономическую стабильность врегионе.

В результате, официальный визит Си Цзиньпиня сразу в две среднеазиатские страны, привлек к себе много внимания как со стороны прессы, так и в экспертном сообществе. При этом, большинство сообщений о визите носит больше информативный характер, а его целях и задачах говорится только в общих фразах, без какого-то анализа, ограничиваясь цитированием официальных коммюнике. Такую краткость комментариев по визиту частично можно объяснить недостатком достоверной информации о его реальных целях и задачах; большая часть повестки дня и обсуждений будет проходит в закрытом режиме, а перечень проблем настолько велик, что сейчас трудно определить, на каких именно из них будет сделан основной акцент. Другими словами, сейчас трудно сказать, окажется ли визит Си Цзиньпиня неординарным или даже знаковым по своим результатам, или же это будет просто очередной официальной поездкой по региону с обсуждением каких-то моментов и вопросов рабочего порядка.

Официально председатель КНР Си Цзиньпин прибывает в Астану для участия в 24-м заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое состоится 4 июля. Он также нанесет государственные визиты в Казахстан и Таджикистан по приглашению президентов этих двух стран. Таким образом, в повестке дня Си Цзиньпиня визиты в Казахстан и Таджкистан вынесены за рамки заседания ШОС, что говорит об особом значении, которое китайская сторона придает именно этой части официального протокола. В противном случае, Си Цзиньпинь мог просто встретиться в обоими президентами в кулуарах саммита, как это обычно и происходит в ходе таких международных заседаний.

Вполне возможно, что в ходе саммита и визита Си Цзиньпинь собирается обсудить планы Китая по сотрудничеству на следующие несколько лет. Известно, что после саммита в Астане Китай в ротационном порядке будет председательствовать в ШОС с 2024 по 2025 гг. Таким образом, спустя семь лет Китай в очередной раз примет функции председательства в ШОС, чему китайская сторона явно придает большое значение. О глобальных планах КНР на этот саммит и на последующие два года говорит также и тот факт, что на заседание ШОС в Астане приглашены генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш и руководители ряда международных организаций.

Пока трудно сказать, что в чем именно заключается план Китая по развитию ШОС под своим председательством в течение двух последующих лет. Президент Казахстана Токаев накануне саммита говорил об «амбициозных планах по дальнейшему углублению многогранных отношений с Китаем» по пяти основных направлениях. Среди них он назвал углубление сотрудничества в инвестиционной сфере, особенно в сельском хозяйстве, новой энергетике, автомобилестроении;. увеличение товарооборота между нашими странами, включая диверсификацию структуры торговли и увеличение номенклатуры товаров; дальнейшее продвижение глобальной инициативы "Один пояс, один путь"; активизация взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере, упрощение визовой практики, взаимное открытие культурных центров, "Мастерских Лу Баня", филиалов вузов, а также постоянная работа по увеличению авиарейсов.

Разумеется, значительная часть направлений, перечисленных Токаевым, отражает, в первую очередь, интересы КНР, который играет основную скрипку в отношениях с регионом, будучи ключевым инвестором и внешним игроком. В первую очередь, речь идет об иницитаве "Один пояс, один путь", которой китайская сторона и лично Си Цзиньпин, придают ключевое значение. В то же время, в условиях надвигающегося кризиса в российкой и постсоветской экономике в целом, страны Центральной Азии также, как никогда прежде, нуждаются в дополнительной поддержке и внешних инвестициях, в том числе, и со стороны Китая.

Другим немаловажным аспектом, который также явно будет обсуждаться в Астане и Душанбе, является проблема региональной безопасности. Речь идет как о внутренних угрозах, возникающих в результате углубляющегося экономического кризиса и роста социальной напряженности, так и внешних вызовах, среди которых чаще всего называют такие факторы, как религиозный радикализм и экстремизм. Вполне возможно, что в ходе своего визита в регион, Си Цзиньпин будет обсуждать проблему взаимоотношений с движением Талибан, представители которого все чаще появляются на международных площадках, создаваемых Россией и Китаем. В этой связи, переговоры на этот счет могут проводиться, прежде всего, с таджикской стороной, которая традиционно относится с большей долей недоверия к талибам и перспективом мирного сосуществования с ними в обозримом будущем.

В целом, судя по всему, Китай и Россия в ближайшие годы намерены продолжать курс на расширение ШОС, представляя его, таким образом, в виде возможной геополитической альтернативы прозападным интеграционным моделям. И, вполне возможно, что в ходе самита и в его кулуарах будут также обсуждены дальнейшие планы по расширению ШОС. В то же время, насколько расширится ШОС в ближайшие годы трудно скзать – уже сейчас все чаще можно услышать, что ШОС с каждым новым расширением якобы все больше теряет в эффективности и «превращается в разговорный клуб».

Как бы то ни было, в регионе но визиту председателя Си Цзиньпина в регион действительно придается большое значение и даже в какой-то степени символический характер; недаром Президент Токаев в своем недавнем интерью агенстве Синьхуа заявил, что Казахстан и КНР находятся на рубеже нового "золотого 30-летия" двухсторонних отношений. В то же время, скорее всего, несмотря на эти громкие заявления, в ближайшее время между странами региона и Китая вряд ли стоит ожидать заключения каких-либо договоров и соглашений «прорывного характера».

Таджикский эксперт Парвиз Муллоджанов

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА