Игорь Юшков: В XXI веке ожидается резкий рост спроса на водород - ВИДЕОКАСТ

  22 ФЕВРАЛЬ 2022    Прочитано: 207
Игорь Юшков: В XXI веке ожидается резкий рост спроса на водород - ВИДЕОКАСТ

Интервью Vzglyad.az с аналитиком российского Фонда национальной энергобезопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем Юшковым.

- Как Вы оцениваете перспективы развития водорода?

- Важно отметить, что водород и водородная энергетика продвигаются в основном странами Запада, Евросоюзом. Там водород предполагается, прежде всего, как система хранения энергии, то есть при переходе на возобновляемую энергетику возникают проблемы: как хранить электроэнергию, которую вы получили с помощью ветряных станций, солнечных батарей и т.д.
Если в классической энергии все понятно. Вот у вас есть тонна угля, лежит она на земле, это и есть система хранения, энергия заперта в углеводороде, в угле, нефти, её тоже легко транспортировать и хранить в газе. Газ можно закачать в подземное хранилище, вот такая система хранения. А что делать с электроэнергией от возобновляемой энергетики? Ведь электричество крайне сложно хранить. Для этого нужно использовать либо большие накопители, либо соответственно, как и хотят делать европейцы – в виде водорода. Берете электроэнергию с ветряных и солнечных панелей, когда она вам не нужна, например, ночью ветер есть, а потребление минимальное, потому что все спят, и направляете на производство методом электролиза воды. Получается, что вы храните водород, но, когда возникает необходимость, получаете из него энергию. Например, утром все проснулись и происходит пик потребления электроэнергии, а текущая выработка на ВИЭ не может обеспечить спрос, то вы потребляете водород. Другие сегменты, типа автомобили, автобусы, самолёты на водороде и все остальное, это уже побочные отрасли водородной промышленности. То есть изначально она предполагает свое развитие именно как система хранения. Поэтому в этом плане перспективы водорода наиболее привлекательны и успешны будут там, где будет происходить энергопереход. Так что прежде всего это Европа, США, и ряд азиатских стран - Япония и Южная Корея. То есть те, кто собирается перейти на возобновляемую энергетику, им понадобится очень много водорода, если они хотят совершить полную декарбонизацию. А в программе ЕС Green Dеаl (зелёная сделка) прописано, что к 2050 году ЕС должен совершить полную декарбонизацию, то есть полностью отказаться от ископаемых источников энергии. Для того чтобы заменить их на возобновляемую электроэнергетику, нужно создать огромную индустрию водородной промышленности. В этом плане действительно видятся большие перспективы, если ЕС будет исполнять все те цели, которые он себе поставил по декарбонизации. И в этом плане ЕС будет не хватать водорода собственного производства и недостающий водород придется импортировать. ЕС разработал целую систему цветовой дифференциации водорода, чтобы стимулировать производителей к декарбонизации. Самый желанный и востребованный должен быть полностью декарбонизированный водород. Тот, который производится методом электролиза, с помощью электроэнергии, полученной от возобновляемых источников энергии, от ветреных и солнечных панелей.

Но при всем этом может быть производство водорода методом электролиза воды, например, с помощью электричества от атомных электростанций - это будет жёлтый водород. Если вы производите водород из газа, метана, и если вы улавливаете возникающие при этом парниковые газы - голубой водород, если нет - серый водород. И так далее вплоть до производства водорода из угля. В этом плане водородная промышленность будет развиваться не только как внутренняя отрасль в ЕС и внутри стран потребителей, но и как экспортно-ориентированное направление в других государствах, в которые собираются поставлять водород, либо аммиак, из которого потом делают водород. Европа предполагается как крупный рынок сбыт для водорода. На данный момент пока проектов в области водородной энергетики мало, но предполагается, что их будет становиться все больше по мере развития энергоперехода в разных странах, прежде всего в Европе.

- Какие основные достоинства и недостатки водородного направления вы можете отметить?

- Основным преимуществом развития водородной индустрии в Европе является достижение климатических целей. Предполагается, что развитие водородной индустрии позволит совершить рывок к декарбонизации в глобальных масштабах. То есть это позволит хранить энергию от возобновляемых источников, а значит придаст импульс развитию самим возобновляемым источникам. И таким образом будет обеспечен переход на низкоуглеродную энергетику, сначала в ЕС, США, а потом и во всем мире. То есть основная задача и этот же основной плюс водорода - именно в достижение климатических целей. Основным минусом водорода является то, что это дорогой, энергозатратный и неэффективный процесс, потому что если вы производите, например, водород методом электролиза, вы очень много энергии теряете на том, чтобы произвести водород, а потом, когда обратно переделываете, из водорода получаете энергию, то вы ещё теряете энергию. Таким образом получается, что это крайне неэффективный цикл, но ничего лучше пока не придумали, в плане хранения энергии для возобновляемых источников энергии. Поэтому в случае тотального перехода на водородную индустрию надо ожидать огромных затрат и на создание инфраструктуры, и на строительство самих заводов производства водорода и т.д. Производство водорода, даже без учёта затрат на инфраструктуру, все равно будет крайне дорогой и в этом плане уровень жизни у стран, которые собираются совершать энергопереход существенно понизится. И это надо признать, так как стоимость энергии заложена в любых товарах. Все товары вырастут в цене, и об этом надо честно говорить, в том числе и европейской общественности и избирателям. Но пока вся эта история преподносит как борьба за спасение планеты, борьба против изменения климата, но про издержки этой борьбы никто ничего не говорил. И в этом плане довольно лукавая ситуация.

- Какой способ получения водорода, по-вашему, самый эффективный и почему?

- Есть два основных способа производства водорода. Первое - это метод электролиза воды - вы берёте какую-то электроэнергию и воду и производите водород методом электролиза. Именно на такую технологию делают ставку в Европе, как на наиболее эффективную с точки зрения сохранения климата. Потому что электроэнергию, которая будет использована в методе электролиза, предполагается брать от возобновляемых источников энергии, ветряных и солнечных электростанций. Эту же методику можно использовать при электроэнергии от любых источников, и от газовой, и даже угольной электростанции. Но европейцы собираются отслеживать, какая именно электроэнергия была использована при осуществлении, производстве водороде методом электролиза воды. И здесь, конечно, тоже можно упомянуть о таком минусе, как возможный дефицит воды. Нужны довольно большие объёмы воды. Там, где наблюдается дефицит, станет вопрос о целесообразности применения метода электролиза при производстве водорода. Ну и наиболее распространённый сейчас способ производства водорода, это производство из метана. Там используется другая технология и сейчас она более востребована, более экономически целесообразна, более дешёвая технология. Плюс метана в мире много, поэтому сейчас, когда водород нужен просто отдельным отраслям экономики в разных странах, металлургии или ещё каким-то сегментам, то в основном все производится из метана. Это два основных способа. Поэтому и в дальнейшем они будут развиваться как мейнстримные.

- Какие страны сегодня активно развивают водородную энергетику? Можете ли Вы привести примеры их проектов, которые уже реализуются или запланированы в будущем?

- Лидером по заявленным проектам и по планам развития возобновляемой энергетики и соответственно водородной промышленности, конечно, является ЕС. Они поставили себе жесткую цель, которую закрепили официальным документом Green Deal, что к 2050 году они проведут полную декарбонизацию энергетики, то есть полностью откажутся от производства ископаемой энергии, потом они взяли на себя обязательства по ужесточению этих мер, то есть в 2045 году даже совершат полную декарбонизацию. Но пока оценки демонстрируют недостаточность инвестиций в достижение подобных целей, то есть нужно вкладывать в разы больше денег для того, чтобы получить желаемый эффект и ту самую декарбонизацию, хотя бы к 2050 году. Пока что инвестиций недостаточно, но, конечно, есть ряд стран, которые делают ставку на подобную систему. Прежде всего это те страны, которые либо имеют планы развития возобновляемой энергетики, либо есть мощности по производству электроэнергии, которую они могут направить на производство водорода.
Например, Франция на днях объявила о своей новой фактически энергетической стратегии, они, по прежнему, делают ставку на атомные станции и именно Франция пролоббировала внесение атомной энергетики и газа в так называемую зелёную энергетику, перечень зелёных источников энергии, которые позволяют включить их в систему таксономии. Это новая система финансирования, которая оценивает, кому давать кредит, а кому нет, с точки зрения выбросов парниковых газов. И ЕС утвердил, что атомная энергетика и газовая будут способствовать достижению целей или карбонизации. Поэтому ядерные объекты будут, по прежнему, финансироваться и иметь доступ к финансированию со стороны институтов ЕС. И Франция открыто говорит, что мы будем продлевать сроки действия и старых атомных электростанций и новых энергоблоков. Поэтому Франция, по всей видимости, рассчитывает производить и для себя достаточное количество энергии и возможно излишней электроэнергии от атомной станции производить водород и поставлять его в соседние государства, в рамках энергоперехода и развития водородной промышленности. Возможно, страны, которые имеют достаточное количество ветряных станций, северо-западные государства Европы, может быть они будут иметь излишек энергии и производить из него, соответственно, водород и поставлять в другие страны ЕС. И заявляют по крайней мере о больших программах по развитию водорода многие другие государства в других частях света. Активно развивается водородная программа в Японии и Южной Корее. Китай тоже демонстрирует, что он тоже развивает возобновляемую энергетику и будет развивать водород, но он будет развивать скорее водород для экспорта и в целом развивает возобновляемые источники энергии для того, чтобы снизить углеродный след тех товаров, которые он экспортирует. И ряд арабских государств - ОАЭ и их соседи по Ближнему Востоку тоже говорят о том, что будут развивать солнечную энергетику и с электроэнергии от солнечных панелей будут производить водород для экспорта. Даже в России есть экспортно-ориентированный проект, фактически он единственный пока. Ну вот компания "Новатэк" заявляет о том, что на Ямале она будет производить аммиак, который будет экспортировать, а из аммиака будет делать водород. Потому что аммиак просто легче перевозить, это более безопасный груз, нежели чистый водород. В разных странах появляются подобные проекты, кто-то для внутреннего рынка собирается производить водород, кто-то для экспорта.

- Какая страна, на ваш взгляд, может занять доминирующую роль на перспективном рынке водородной энергетики?

- Сложно сказать, какая страна будет доминировать на рынке водорода и, скорее всего, развитие данной индустрии не предполагает какого-либо лидерства. Потому что, то же самое развитие возобновляемой энергетики, в рамках которой будет развиваться водородная индустрия, предполагает, что вы сокращаете зависимость от импорта. То есть старая система, когда есть большие гранды, которые производят ключевые энергоносители - нефть: Россия, Саудовская Аравия производят много нефти и отправляет её на экспорт; США являются мировым лидером по производству нефти и газа, то возобновляемая энергетика должна по идее сглаживать такие диспропорции и философия возобновляемой энергетики заточена именно на то, что ты у себя построил ветряки и солнечные панели и ты получаешь электроэнергию у себя и ни от кого не зависишь.

Поэтому в целом предполагается то, что и водород будет производиться тоже распределенно в Европе и импорт водорода тоже будет довольно небольшой. Вы как бы создаёте систему самодостаточности энергетики, в этом основная идея. Вряд ли можно говорить о том, что кто-то будет тотально доминировать. В абсолютных объёмах производства водорода, да ЕС, наверное, будет одним из лидеров, если мы берем целиком его. Если мы берём по странам, то судя по всему, большим производителем может быть Китай, потому что Пекин и сейчас является мировым лидером по выработке энергии от возобновляемых источников и многолетним лидером по объёму инвестирования в развитие возобновляемой энергетики. Потребление Китаем энергии настолько огромно, что при всем этом, он ещё основной и мировой лидер по употреблению угля, нефти и газа. Поэтому доля возобновляемых источников энергии, несмотря на то, что в абсолютных показателях энергии Китай получает больше, чем все другие страны, в его энергобалансе не такая уж большая.

Но пока непонятно, насколько серьёзны их планы по декарбонизации, нужен ли им водород для внутренних нужд, как он нужен европейцам. Поэтому здесь сказать сложно. В этом и особенность темы водорода, что много всего обсуждается, много программ развития водородной энергетики, много проектов заявляется, а сейчас в реальности рынок водорода, очень небольшой. Поэтому говорить о том, кто будет доминировать на рынке водорода пока ещё рано.



Беседовал Сеймур Мамедов
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА